Производство консервов

Производство консервов — прибыльный бизнес при условии правильной организации. Несмотря на высокую конкуренцию, использование высококачественного сырья и оригинальных рецептов, а также грамотный маркетинг позволят занять нишу в этой индустрии. При небольших объемах можно делать консервы на дому, а для крупного производства – арендовать цех. Рассмотрим особенности консервного бизнеса.

Производство консервов
Содержание
  1. Особенности бизнеса, плюсы и минусы
  2. Технология и процесс производства консервов
  3. Пошаговый план запуска
  4. Анализ рынка
  5. Регистрация и оформление документов
  6. Поиск помещения 
  7. Оборудование для производства консервов
  8. Найм персонала
  9. Продвижение и каналы сбыта
  10. Вложения и прибыль
  11. Риски

Особенности бизнеса, плюсы и минусы

Небольшой консервный завод не может обеспечить высокую производительность, поэтому при его организации требуется учитывать желания и нужды местных потребителей. При планировании бизнеса важно учитывать наличие сырья для снижения транспортных расходов. Близость сырьевой базы позволит снизить себестоимость продукции. Так консервному заводу будет проще конкурировать с крупными производителями, которые уже заняли свою нишу на рынке.

Мини-завод может выпускать такие виды консервов:

  • рыбные — в масле, в томате, с овощами, в собственном соку;
  • овощные — огурцы, помидоры, зеленый горошек, кукуруза, салаты, икра кабачковая и баклажанная и не только;
  • мясные — из мяса птицы, из субпродуктов, мясосодержащие;
  • грибные;
  • фруктовые;
  • супы.

Для получения прибыли от бизнеса понадобится выпускать качественную продукцию, которая бы не уступала домашним заготовкам. Рентабельность предприятия будет зависеть от количества производимой продукции и торговой наценки. Учитывайте также покупательскую способность в вашем регионе. 

Если есть возможность, то организовать можно несколько линий производства для увеличения ассортимента консервов и клиентской базы. 

Для реализации готовой продукции лучше ориентироваться на крупные населенные пункты, где из-за занятости люди не могут или не хотят заниматься заготовками на зиму, и им легче купить консервацию. 

Технология и процесс производства консервов

Технология производства консервов включает такие этапы:

  1. Исходное сырье проходит тщательный отбор. Фрукты и овощи промывают, из мяса удаляют прожилки и некондицию, это же относится и к рыбе.
  2. Подготовка специй и рассола.
  3. Термическая обработка: варка, копчение, обжарка и прочее.
  4. Фасовка и закатывание банок.
  5. Стерилизация.
  6. Маркировка — производитель наклеивает этикетки, указывает дату производства и номер партии.
Производство консервов

После этого готовую продукцию отправляют на склад или сразу к покупателям. 

Процесс производства консервов включает процедуры обработки, позволяющие сохранить свойства продукта на протяжении длительного периода. После обработки биологические процессы в продуктах прекращаются, поэтому хранить их можно долго.

Производство консервов включает химические и физические методы. В первом случае для обработки сырья используют специальные консерванты. Но такие вещества должны отвечать строгим требованиям:

  • безопасность для человека;
  • они не должны забивать вкус базового продукта;
  • возможность удалить/вымыть их из продукта перед употреблением.

Консервантами могут быть: лимонная кислота, этиловый спирт, уксус, сорбиновая кислота, бензойная кислота. Маринование в уксусе часто используют для рыбных консервов, но перед такой обработкой сырье лучше простерилизовать. 

Физические методы консервирования:

  • воздействие высоких или низких температур;
  • ионизация;
  • воздействие ультразвуком;
  • фильтрация.

С помощью низких температур продукт замораживают, в результате чего увеличивается срок его годности. Высокая температура используется для пастеризации и стерилизации. Их суть — сильный нагрев продуктов, что приводит к гибели микробов при неизменной пищевой ценности. При этом срок хранения продукта увеличивается, но вкус тоже может немного измениться.

Существуют и комбинированные методы консервации. В этом случае для увеличения периода хранения применяют соль, сахар и прочие консерванты. Используют их совместно с пастеризацией, стерилизацией или варкой в герметичной посуде. 

Читайте также: фасовка сыпучих продуктов. 

Пошаговый план запуска

Перед запуском бизнеса по изготовлению консервов первое, что надо сделать — изучить рынок. Для этого важно определить конкурентов и их продукцию, технологию изготовления, ассортимент в магазинах, сколько товаров импортных и сколько — отечественных. Помимо этого, необходимо узнать, какая продукция доступна к покупке и дальнейшей переработке: рыба, мясо, овощи, фрукты, крупы. 

На основании этих данных будет понятно, что будет выгодно выпускать на рынок вашему предприятию. После этого стоит искать подходящее помещение, регистрировать бизнес, нанимать сотрудников, покупать оборудование и налаживать каналы сбыта. 

Анализ рынка

Сегодня на рынке 30% и даже больше консервной продукции представлено импортными компаниями. Учитывая эти данные, отечественные производители могут занять собственную нишу в этой сфере, тем более что в рамках политики импортозамещения можно рассчитывать на государственную помощь.

Большинство производителей выпускает рыбные консервы. Тех, кто специализируется на мясной продукции значительно меньше. Это можно объяснить сложностью покупки качественного сырья, а также требованиями контролирующих органов.

Проще выпускать консервированные овощи, но по мнению ритейлеров, спрос на них в нашей стране невысокий, особенно в летнее время. Это связано с популярностью домашней консервации. Но перспективы выпуска овощных консервов есть, если делать это в промышленных масштабах и заранее продумывать сбыт. 

Регистрация и оформление документов

Первое, что надо сделать при открытии бизнеса — зарегистрировать его. Для этого понадобится выбрать форму собственности (ИП или ООО), получить нужные разрешения, сертификаты и лицензии. Продукция должна соответствовать требованиям ГОСТ – например, 34177-2017 для мясных и мясосодержащих консервов. 

Получить статус ИП намного проще, но если открывать консервный завод, то целесообразнее открыть ООО. В этом случае перед бизнесменом открывается больше возможностей для реализации товара. 

Производство консервов

Намного проще зарегистрироваться как ООО с одним учредителем. В этом случае надо обратиться в банк, где вы хотите открыть счет. Сотрудник заполнит заявление о регистрации юрлица и передаст его с нужным пакетом документов в налоговую для открытия ООО. Бизнесмен получит свидетельство через несколько дней вместе с Уставом. 

Если учредителей несколько, то заниматься регистрацией можно самостоятельно или воспользоваться услугами специальных компаний. Процедура будет дольше и сложнее. Зато ООО могут привлекать соучредителей и инвесторов, работать с юридическими лицами и участвовать в тендерах, то есть возможностей для сбыта у них гораздо больше. 

Чтобы производить консервированные продукты, лицензия не требуется. Но на предприятии должна быть мини-лаборатория, сотрудники которой будут проверять качество сырья и готовой продукции. Перед тем, как продукция появится на полках магазинов понадобится получить сертификаты от СЭС и иных контролирующих органов. Также нужно разрешение от пожарной службы. 

Коды ОКВЭД для производства консервов – 10.13, 10.20.1, 10.20.2, 10.39.1 и 10.39.2. 

После оформления документов необходимо зарегистрироваться в фонде соц страхования и Пенсионном фонде.

Если у вас небольшой бизнес, то подойдет упрощенная система налогообложения. В этом случае можно платить 6% с дохода или 15% с прибыли. В случае с ООО также можно выбрать упрощенную систему, но только если компания соответствует критериям по обороту и количеству сотрудников. Подать уведомление о переходе на УСН нужно сразу или в первые 30 дней после регистрации. Основная система налогообложения ОСНО выгодна только для крупных компаний, которые работают с плательщиками НДС. 

Поиск помещения 

Хорошее решение – найти здание, помещение или земельный участок для строительства завода, расположенный недалеко от поставщиков сырья. Поэтому следует изучить предложения от продавцов или арендаторов в районных центрах или небольших населенных пунктах. Такой подход позволит снизить стоимость аренды, транспортные расходы, а также затрат на ФОТ, поскольку зарплата в регионах ниже, чем в больших городах. При этом до жилых зданий должно быть не менее 500 м. 

Минимальная площадь цеха должна составлять 120 м². Если планируется выпускать консервированные овощи и фрукты, то понадобится отдельно стоящее хранилище. Оно позволит обеспечить бесперебойную работу производства осенью и зимой. 

Производство консервов

Для готовой продукции требуется склад площадью 100-150 м². В случае с замороженными фруктами и ягодами понадобятся холодильные установки. Благодаря заморозке можно сохранить сырье в нужном виде, а также обеспечить бесперебойную работу предприятия.

В производственном цехе должны быть проведены:

  • канализация;
  • отопление;
  • водоснабжение;
  • электричество.

Кроме этого, надо предварительно предусмотреть наличие подъездных путей к заводу для транспорта любого типа.

Пол и стены должны быть облицованы кафелем для быстрой дезинфекции. 

Оборудование для производства консервов

Оборудование для производства консервов может быть разным, в зависимости от специфики продукта. 

Для мини-завода понадобятся:

  • линия для производства мясных или рыбных консервов;
  • линия для изготовления салатов из овощей;
  • комплекс для фасовки продукции в банки.

Часто бизнесмены-новички выбирают для консервации обработку сырья солевым раствором и антисептиком, под влиянием высоких температур. 

При покупке оборудования по отдельности понадобятся:

  • моечные чаны;
  • автоклавы;
  • стерилизации для банок;
  • дозировочные установки;
  • автоматы для резки сырья;
  • котел для варки;
  • маркираторы;
  • холодильные установки;
  • бланширователи — понадобятся для продуктов вязкой консистенции;
  • автоматы для переработки сырья;
  • крышкозакаточные устройства. 

Оборудование можно выбрать отечественное и зарубежное. Все зависит от предпочтений бизнесмена и его финансовых возможностей. 

Читайте также: производство спирта. 

Найм персонала

Если вы планируете открыть завод средний производительности, то одна смена должна состоять из 11-20 человек. Это:

  • операторы станков;
  • грузчики;
  • кладовщики;
  • начальник цеха;
  • менеджер по сбыту;
  • маркетолог — занимается поиском новых клиентов;
  • бухгалтер.

Главный эксперт на любом производстве пищевого типа — технолог. Он следит за соблюдением выбранной технологии, контролирует все процессы, ответственен за качество готовой продукции.

Производство консервов

Взаимодействовать с потенциальными или уже существующими клиентами может сам бизнесмен или его помощники. Но по мере развития предприятия понадобится нанять квалифицированных работников.

Некоторые сотрудники могут работать удаленно (системный администратор, бухгалтер) или при необходимости (механик по обслуживанию оборудования). 

Продвижение и каналы сбыта

Сбывать продукцию можно по-разному. Выгоднее это сделать через сети регионального или государственного типа. Но надо быть готовым к тому, что в магазинах ваши консервы будут стоять рядом с уже известными производителями. 

Один из вариантов — заключить контракт на продажу с крупными дистрибьюторами, которые будут реализовывать ваши консервы под своим каналам. Этот канал сбыта надежный и стабильный, но не самый выгодный.

Помимо этого, поставлять продукт можно в местные магазины, заведения общепита. Можно попробовать участвовать в госзакупках для обеспечения консервами госорганизаций. 

Для продвижения продукции можно создать собственный сайт завода, интернет-магазин, запустить рекламу в СМИ. Выбор каналов сбыта зависит от того, кто ваши целевые потребители.

Вложения и прибыль

Для открытия небольшого консервного завода понадобится несколько миллионов рублей. В эту сумму входит (приблизительный расчет):

  • регистрация ООО — 4000 рублей;
  • покупка оборудования — 3 млн. рублей;
  • аренда помещения — 150000 рублей;
  • покупка сырья — 600000 рублей;
  • ФОТ — 300000 рублей;
  • реклама — 50000 рублей;
  • непредвиденные расходы — 30000 рублей.

Помимо этого, есть и ежемесячные расходы. Они включают:

  • аренду помещения — 150000 рублей;
  • ФОТ — 300000 рублей;
  • покупка сырья — 600000 рублей;
  • коммунальные платежи — 100000 рублей;
  • реклама — 50000 рублей; 
  • непредвиденные расходы — 30000 рублей.

Определить точный размер дохода сложно, потому что на эту цифру влияют объем производства, ассортимент и интенсивность работы консервного завода. Средняя ежемесячная выручка может составлять порядка 3 000 000, но чтобы выйти на такой показатель, понадобится не менее 12 месяцев. 

Риски

Бизнес по изготовлению консервов сопровождается определенными рисками. Например:

  1. Срыв производства. Причина — непредвиденные обстоятельства или неправильно проведенные расчеты. Поэтому при запуске предприятия важно ориентироваться на минимальное значение производства.
  2. Увеличение количества конкурентов в нише. Это может произойти из-за появления на рынке новых компаний или снижения покупательской способности. Чтобы привлечь новых клиентов, надо постоянно увеличивать ассортимент качественной продукции, заниматься продвижением, развивать свой бренд.
  3. Повышение цен на сырье. Чтобы снизить вероятность наступления такого события, можно заключить договор с фермерскими хозяйствами.
Производство консервов

Помимо этого, риски связаны и с погодой. Урожай часто влияет на цены на сырье и себестоимость продукции. 

Если грамотно и подойти к организации консервного завода, то он будет приносить хорошую и стабильную прибыль. При этом не важно его расположение — Москва или регионы. Главное – продумать ассортимент и заранее наладить каналы сбыта. 

Читайте также: бизнес на производстве галет.

ПОХОЖИЕ БИЗНЕС-ИДЕИ:
Производство консервовПроизводство краски для волос: бизнес план
Производство консервовПроизводство буржуек, каминов, печных плит
Производство консервовПроизводство газобетона как бизнес
Производство консервовПроизводство спирта
Оцените статью
RealyBiz.ru
Добавить комментарий