Профессия нотариуса связана с выдачей документов государственного образца при осуществлении различного рода сделок. Поэтому главное – это их строгое соответствие действующему законодательству. Нужно помнить, что ошибка нотариуса может обойтись его клиенту очень дорого. Если закон был нарушен, специалист, готовивший документы, несет ответственность, вплоть до уголовной. Поэтому от человека, который оказывает услуги от имени и по поручению государства, ждут особых качеств.
Быть нотариусом — специфический вид деятельности. Согласно законам РФ, это не бизнес. Деятельность нотариусов строго регламентируется. Они могут работать на государство за зарплату, а могут открыть частную нотариальную контору, самостоятельно оплатить аренду, зарплату помощников и другие расходы и получать выручку, как обычный предприниматель. Разберем все нюансы.
Читайте также про профессии будущего.
- Требования к нотариусу
- Как получить лицензию нотариуса
- Сколько стоит стать нотариусом
- Сколько зарабатывает нотариус
- Как стать частным нотариусом в РФ
- Пошаговый план, как открыть нотариальную контору
- Выбор помещения
- Оборудование нотариальной конторы
- Персонал нотариальной конторы
- Реклама и маркетинг
- Плюсы и минусы
- Заключение
Требования к нотариусу
Главное, что нужно для открытия нотариальной конторы — лицензия нотариуса.
Чтобы вашу заявку на получение лицензии рассмотрели в МинЮсте, будущий нотариус должен:
- иметь возраст в диапазоне от 25 до 75 лет;
- закончить юридический ВУЗ, имеющий государственную аккредитацию, в соответствии с требованиями законодательства;
- работать в фирме по оказанию юридических услуг не менее 2 лет;
- подтвердить, что лицензиат стажировался не менее года в под руководством действующего нотариуса (в конторе любой формы собственности – частной или государственной);
- получить разрешение, сдав экзамен в специальной комиссии по квалификации и пройдя тесты – по теории и практике.
Помимо этих требований, нотариус должен быть честен и неподкупен. Кроме этого, ему следует:
- проявить коммуникабельность и стрессоустойчивость – работать приходится не только с документами, но и с людьми;
- сохранять спокойствие в спорах и конфликтах;
- уделять внимание каждой мелочи, чтобы избежать ошибок в оформлении документов;
- заботиться о репутации.
Выбирая для себя профессию нотариуса, человек обязан уметь работать на компьютере, пользоваться специальными базами и программами, знать принципы делопроизводства, интересоваться новостями юриспруденции в части нотариального обслуживания граждан.
Как получить лицензию нотариуса
Процедура получения лицензии, необходимой для работы, начинается со сбора документов о полученном образовании, об опыте и сроке юридической деятельности, стажировке. Поскольку стажироваться предписано только у действующего нотариуса, то лучше заранее продумать, где она будет проходить.
Неважно, будет ли это частная нотариальная контора или государственная: все нотариусы состоят в Нотариальной палате и имеют равные права. Однако устроиться для получения опыта к опытному специалисту не просто: количество нотариусов в субъекте федерации регламентируется Федеральным законодательством, а претендентов на эту должность достаточно много. Узнать о порядке стажировки можно в представительствах Министерства юстиции по месту жительства или на их сайтах в интернете.
Лицензия – это документ, подтверждающий право человека оказывать нотариальные услуги. Выдачей лицензий нотариусам занимаются территориальные отделения Министерства юстиции, которое разработало порядок действий при оформлении документации.
Сначала претендент на получение лицензии должен пройти квалификационные тесты – на знание теоретической части и практического правоприменения законов.
Затем в течение месяца необходимо подать в Минюст:
- заявление установленного образца;
- паспорт (документ, удостоверяющий личность заявителя);
- квитанцию в подтверждение оплаты госпошлины.
Если лицензенту отказали в выдаче лицензии, можно обжаловать это решение в суде в течение месяца.
Если экзамен не сдан из-за недостаточной подготовки соискателя, можно повторно подать заявку в комиссию, но только через год.
После получения лицензии необходимо вступить в должность нотариуса в течение трех лет, иначе экзамен придется сдавать заново.
Лицензия подтверждает право на предоставление многих услуг. Основные из них:
- оформление доверенностей, договоров ренты, дарственных;
- разработка брачных соглашений, завещаний;
- ведение наследственных дел;
- подготовка и заверение дубликатов документов;
- оформление согласия одного из супругов на выезд (вывоз) ребенка за пределы Российской Федерации и другие действия.
Сколько стоит стать нотариусом
Прежде чем стать процветающим частным нотариусом, стоит посчитать затраты на открытие своего дела.
В таблице представлены расходы на открытие частной нотариальной конторы:
Статья расходов | Стоимость (руб.) |
Аренда помещения | 45 000 |
Мебель для офиса | 50 000 |
Техническое оснащение | 40 000 |
Канцелярские товары, бланки | 5 000 |
Фонд заработной платы | 20 000 (помощник) + 7 000 (уборщица) |
Лицензия, личная печать | 2 000 |
Реклама (вывеска, баннеры, визитки и т.п.) | 20 000 |
Итого | 182 000 |
Также нужно помнить, что ответственность нотариуса обязательно страхуется, чтобы свести к минимуму последствия от возможных ошибок. Стоит такой полис примерно 5 000 руб. Таким образом, на открытие понадобится примерно 200 000 рублей.
Из этого списка аренда помещения, покупка канцтоваров и зарплата относятся к постоянных расходам. Сюда же нужно добавить расходы на коммунальные платежи, налоги, взносы в Нотариальную палату, страховые взносы. Даже без учета рекламы ежемесячные расходы частного нотариуса составят порядка 70 000 — 100 000 рублей.
Сколько зарабатывает нотариус
Средний заработок нотариуса сильно отличается в зависимости от региона. В крупных городах, где услуги более востребованы, доходы будут выше.
Выручка складывается из двух частей:
- Установленные государством тарифы.
- Оплата труда персонала, технических и правовых услуг (изготовление и копирование документов, разработка вариантов договоров и т.п.).
Прайс на свои услуги каждый нотариус определяет сам, исходя из анализа рынка, спроса в конкретном регионе, но только в пределах тех границ, которые установлены органами государственной власти для каждого региона РФ, При этом Федеральная нотариальная палата считает, что средний заработок нотариуса составляет более 50 % оплаты предоставленных услуг.
Если исходить из установленных государством тарифов и пошлин, то может показаться, что доходы частного нотариуса гораздо выше, чем у коллеги, работающего в государственной организации. Но статистика показывает разницу в 10-15%, так как частнопрактикующий нотариус оплачивает аренду, зарплату персоналу и другие платежи. Доход нотариуса обычно колеблется от 50 000 до 200 000 рублей в месяц — в зависимости от города, формы ведения деятельности, количества клиентов и других факторов.
Как стать частным нотариусом в РФ
Нотариус в России не обязан регистрироваться как ИП или ООО. Работа нотариальной конторы не является бизнесом, хотя имеет признаки предпринимательства. Когда получены разрешительные документы и появилась вакансия в вашем регионе, можно подать заявку на получение должности, пройти испытания и стать частным специалистом.
Число нотариусов в регионе определяют государственные органы власти в соответствии с показателями численности населения, объемов услуг за год, расстояния между населенными пунктами и их транспортной доступности, а также от финансовой независимости нотариуса.
На развитие нотариальной конторы обычно уходит от двух до шести месяцев. На это влияют множество факторов, включая локацию, начальные условия, маркетинговые ходы, стратегию развития и т.д. За это время о конторе узнают потенциальные потребители услуг, наработается база клиентов. Залог успеха – квалификация персонала конторы и уровень предоставляемых услуг.
Пошаговый план, как открыть нотариальную контору
Если вы задаетесь вопросом, как открыть нотариальную контору и с чего начать, рассмотрим пошаговый план.
Выбор помещения
Аренда офиса и его оборудование — это основные расходы на начальном этапе. Помещение лучше выбирать в оживленном проходном месте. Отличными соседями будут риэлторы и юридические компании, адвокаты и бюро переводов – клиентам и сотрудниками этих организаций часто нужны услуги нотариуса. Наличие парковки рядом будет несомненным плюсом.
Офис может быть не большим по площади: кабинеты нотариуса, помощника, комната для посетителей и архивное помещение, где будут храниться документы. Помещение конторы должно соответствовать требованиям СЭС и МЧС. Если нотариус меняет место размещения фирмы, он должен сообщить об этом в Нотариальную палату не позднее трех дней после переезда.
Оборудование нотариальной конторы
Для комфортной работы в офисе необходимо будет закупить мебель. Столы, стулья, стеллажи, шкафы должны быть удобными, функциональными. Потребуются компьютеры, ксерокс и другая техника – современные, с хорошей производительностью. Также нужна канцелярские принадлежности, офисная бумага, бланки. Расходные материалы удобнее закупать оптом.
В помещении нотариальной конторы понадобится охранная сигнализация, так как печати и бланки документов представляют особый интерес для разного рода мошенников.
Клиенты оценят заботу об их удобстве, если увидят в зоне ожидания диваны, кулер с водой, журнальный столик с печатными изданиями, а также стенд, где будет указаны необходимые клиентам телефоны, график работы и другая полезная информация.
Персонал нотариальной конторы
Для успешной работы нотариуса понадобятся, как минимум, еще один человек – помощник, который будет вести запись на прием, заниматься первичным консультированием по телефону, помогать оформлять документы и выполнять текущие поручения нотариуса. Для поддержания чистоты и опрятного вида офиса необходимо также нанять уборщицу.
Реклама и маркетинг
Ни один новый проект не обходится без рекламы. Нотариальная контора – не исключение. Самое простое – заказать и смонтировать вывеску на здание. На начальном этапе хорошо работают распространение флаеров, листовок, буклетов с описанием услуг компании, режимом работы, Рекламные материалы можно раздать по соседним офисам, разложить на информационных стойках в местах скопления людей, договориться об обмене данными с фирмами, работающими на похожую целевую аудиторию.
Хорошо работают сайты-одностраничники и аккаунты в соцсетях, где можно размещать статьи на юридические темы, отзывы клиентов, рассказывать об услугах.
Плюсы и минусы
Нотариат как вид деятельности имеет свои достоинства и недостатки.
К плюсам можно отнести:
- высокую востребованность;
- небольшие расходы на старте;
- быструю окупаемость вложений;
- непрекращающийся поток потенциальных клиентов нотариуса.
Необходимо также знать и о минусах. О них говорят практикующие нотариусы:
- высокая ответственность;
- сложность получения лицензии и места;
- постоянный контроль надзорными органами;
- риск быть втянутым в мошеннические схемы;
- возможность манипуляций со стороны представителей криминального мира с целью фальсификации документов.
Заключение
Специалисты оценивают рентабельность деятельности нотариальной конторы почти в 300%. Хотя оказание услуг нотариата не считается коммерческой деятельностью, успешно работающая контора может приносить частному нотариусу хороший доход.
ÐÐÐ¥ÐÐÐÐ ÐÐÐÐÐС-ÐÐÐÐ:Читайте также, как заработать на оказании юридических услуг.