Ломбард — место, куда можно сдать украшения и другие ценные вещи и быстро получить деньги под залог этих ценностей. Вещи можно выкупить в течение срока, который указан в залоговом билете (до 30 дней). Если владелец не выкупает вещь, она становится собственностью ломбарда и перепродается. Разберем все нюансы этого бизнеса.
- Актуальность бизнеса
- Как открыть ломбард — пошаговая инструкция и бизнес-план ломбарда
- Оформление документов
- Получение разрешений, свидетельств сертификтов
- Выбор помещения
- Выбор оборудования
- Подбор персонала
- Организация системы охраны бизнеса
- Что нужно для открытия ломбарда: запуск рекламной кампании
- Сколько стоит открыть ломбард
- Сколько можно заработать
- Возможные риски бизнеса
Актуальность бизнеса
В каждом городе есть десятки ломбардов. Благодаря отмене лицензирования их число выросло, а популярность увеличилась благодаря упрощению и ускорению процедуры предоставления денег. Число зарегистрированных организаций, предоставляющих займы населению под залог драгоценных металлов и камней, по сведениям Российской Пробирной Палаты, ежегодно растет примерно на 150 – 200 фирм.
Бизнес выгоден из-за малого числа конкурентов в ряде регионов: на этом рынке почти нет больших сетевых структур. Из-за нестабильной ситуации в экономике люди всё чаще стали пользоваться услугами ломбардов. На это есть множество причин – снижение уровня зарплат, просрочки банковских кредитов и т. д. Рынок отличается динамичностью – доходы этих структур растут с каждым годом.
Читайте также про микрокредиты на развитие малого бизнеса.
Как открыть ломбард — пошаговая инструкция и бизнес-план ломбарда
Открытие любой формы собственного дела начинается с изучения рынка. Первым делом стоит оценить ситуацию в собственном городе, определить, насколько насыщен рынок, посмотреть на конкурентов и выяснить, кого из них можно считать самым сильным. Исходя из полученной информации можно планировать первые шаги. Далее устанавливается специализация и порядок работы в ломбарде.
На этом этапе нужно составить бизнес-план ломбарда. Анализ рынка и описание своих конкурентных преимуществ прописывают в первом разделе документа (резюме). Далее следуют организационно-производственный, финансовый, маркетинговый план и анализ рисков. Подробнее об организации бизнеса, финансовой составляющей и рекламе ломбарда расскажем ниже.
Перечень принимаемых предметов очень широк. Обычно подобные заведения выбирают какую-то одну нишу – ювелирные украшения, антикварные изделия или автотранспорт. В последнее время встречаются ломбарды с широкой специализацией, которые принимают в залог всё, что представляется хоть сколько-нибудь ликвидным. После изучения этого рынка в своём населённом пункте выбер наиболее подходящая специализация, затем устанавливается рабочий режим. Имейте в виду, что конкуренты часто работают круглосуточно и без выходных.
Оформление документов
На следующем этапе регистрируется юридическое лицо в виде открытого или закрытого акционерного общества с общим налоговым режимом. В соответствии с законодательством подобные фирмы могут заниматься только профильной деятельностью, поэтому при регистрации должен быть прописан код ОКВЭД:
64.92.6 — Деятельность по предоставлению ломбардами краткосрочных займов под залог движимого имущества (по обновленной классификации кодов 2020 года). Учредителями могут быть несколько человек. Налоговый сбор за регистрацию ООО — 4000 рублей. Перечень оказываемых услуг прописывается в Уставе.
В наименование организации в обязательном порядке нужно включить термин «ломбард». Для продажи предметов, которые не были выкуплены в срок, можно открыть комиссионный магазин, который будет зарегистрирован как отдельное ООО с упрощённой налоговой системой или ИП. Перед запуском бизнеса необходимо досконально изучить федеральное законодательство о ломбардах и потребительском кредитовании.
Получение разрешений, свидетельств сертификтов
После регистрации юридического лица нужно позаботиться о получении документации, которая предоставляет право заниматься подобным видом деятельности. На текущий момент получение лицензии не обязательно. Для получения права выдачи займов при помощи залога ювелирных украшений необходима регистрация в ведомостях специального учёта в Российской Пробирной палате и её ведомственном надзоре. Также надо разработать внутренние режимные правила и документацию. Нужно купить специальные весы и выполнять их поверку с периодичностью как минимум 1 раз в год.
В организации необходимо разработать следующую документацию:
- журнал приходных и расходных операций;
- документы по пожарной безопасности;
- внутренний трудовой режим;
- должностные инструкции работников;
- трудовые соглашения и положение об оплате труда;
- распоряжение об установлении процентных ставок и цен на ювелирные украшения
Читайте также ТОП 35 идей для бизнеса в маленьком городе.
Выбор помещения
В больших населённых пунктах ломбарды предпочтительнее открывать в спальных микрорайонах, так как большинство людей предпочитают не ездить в городской центр, а закладывать свою собственность в местах шаговой доступности. К тому же арендная плата здесь будет ниже. Открыть точку в центре имеет смысл, когда есть развитая сеть филиалов. В провинциальных городках предпочтительнее открытие ломбардов в непосредственной близости от центра. Перед выбором места необходимо досконально изучить точки расположения конкурентов и специфику их деятельности. К примеру, ювелирный и автомобильный ломбарды будут просто дополнять друг друга.
Лучшей точкой для открытия ломбарда будет место большого скопления людей. Он может быть расположен в отдельном одноэтажном здании или в офисной части жилых домов. Главное условие – небольшое расстояние от дорог, автобусных остановок, рынков и торгово-развлекательных центров.
Выбор оборудования
Список оборудования зависит от выбранной специализации и пожеланий собственников по дизайну помещений. Примерный список для фирмы широкого профиля будет выглядеть таким образом:
- витрины для ювелирных украшений, стальные стеллажи в торговых залах и складских помещениях – от 3 до 10 шт., прилавок для покупателей, стулья и кресла – от 2 до 4 шт., сейф для денег, информационный щит и осветительное оборудование;
- оргтехника — компьютер с выходом в интернет, принтер, сканер и средства связи;
- оборудование безопасности: бронированная дверь, в которой предусмотрено ночное окошко и звонок; системы охранной и пожарной сигнализации, система видеонаблюдения с регистратором и возможностями удалённого просмотра, источники бесперебойного питания и т. д.;
- специальное оборудование для ювелиров – приборы для точного взвешивания золота и драгметаллов, химические реактивы для золота и бриллиантов, стенды для проверки исправности автомобилей и т. д.;
- рекламное оборудование для фасадов – вывески, освещение, щиты и т. д.
Подбор персонала
Чтобы вести этот бизнес, нужно разбираться в различной технике, инструменте, телефонах, автомобилях, золоте, украшениях и т. д. Всё это потребуется проверить и оценить, а если техника будет иметь большие габариты, то необходимо привлечение мужчин. Женщины смогут работать только с ювелирными изделиями, на кассовых аппаратах и на оформлении документации.
Для бесперебойной круглосуточной деятельности одного ломбарда, совмещённого с комиссионным магазином, требуется 3 оценщика и 2 кассира. Оценщики обычно работают по графику «сутки работы – три выходных», а кассиры – «два дня работы с 9.00 до 21.00 – два дня выходных». Персонал должен быть квалифицированным, к его подбору лучше привлечь кадровые агентства вашего города.
Организация системы охраны бизнеса
Ломбард — место хранения денег и золотых украшений, поэтому проблема его безопасности очень актуальна. Есть много способов организации охранной системы, среди которых можно выделить следующее:
- физическая охрана в помещении;
- кнопка вызова группы быстрого реагирования;
- охранная сигнализация;
- коллективная система охраны торгово-развлекательного центра.
Что нужно для открытия ломбарда: запуск рекламной кампании
Нужно сообщить жителям окрестных микрорайонов о ломбарде. Это можно сделать при помощи расклейки рекламы на подъездах, установки билбордов, голосовой рекламы или прочих способов. Хорошо работает реклама в лифтах в районе открытия, реклама на авто. Сделайте страницы в соцсетях и небольшой сайт-одностраничник.
У входа в ломбард вывестие растяжку с красочными буквами «Мы открылись». Продумайте акции для новых и для постоянных клиентов.
Сколько стоит открыть ломбард
На стадии разработки бизнес-плана необходимо рассчитать будущие расходы и сопоставить их с той суммой, которая имеется в наличии. Следует учесть:
- стартовые расходы для регистрации, закупки оборудования и открытия точки;
- текущие затраты на содержание ломбарда;
С учетом текущих расходов и предполагаемого размера процентов можно выполнить расчёт – сколько необходимо выдать ссуд для того, чтобы окупить расходы и получить расчетную прибыль (к примеру, если займы выдаются под 10 % в месяц, размер текущих расходов равен 110 000 рублей, а расчётная прибыль составляет 100 000 рублей, необходимо выдать ссуды на 2 100 000 рублей).
В начале ломбарды зачастую не приносят высокой прибыли, поэтому нужно предусмотреть финансовый резерв. Если ломбарды работают вместе с комиссионными магазинами, то это также необходимо учесть.
Сколько можно заработать
Такой вид бизнеса основан на процентах. Граждане оставляют залоговое имущество и получают за это деньги (30 – 80 % от его реальной цены). Максимальное время предоставления ссуды – 1 месяц. Процентные ставки по кредитам — до 150 % годовых. Проценты начисляются за каждые сутки использования денег с учётом дня залога и дня выкупа. В случае выкупа, изменения залога или частичного гашения ломбарды делают скидки на процентные ставки. Ниже будут рассмотрены процентные ставки типового ломбарда, который открыт в городе с миллионными населением для ссуд при помощи залога золотых изделий. Базовая ставка по процентам составляет 0.4 % за сутки, т. е 146 % годовых. Она предоставляется с учётом скидки в зависимости от размера единовременной ссуды:
Размер займа, тыс. руб. | Процент за сутки | Процент в год |
менее 30 | 0.40 | 146.0 |
30 — 50 | 0.38 | 138.7 |
50 — 100 | 0.33 | 120.5 |
100 — 1000 | 0.28 | 102.2 |
свыше 1000 | 0.26 | 94.9 |
Возможные риски бизнеса
Организация любого собственного дела невозможна без рисков. Главным риском в этой деятельности считается не выкуп клиентом залогового предмета. В целях максимального снижения этой вероятности предметы залогов оцениваются с большим дисконтом для возможности быстрой реализации товаров и возврата денег в оборот. В этом бизнесе величина оборота намного важнее, чем размер прибыли на отдельно взятом предмете залога.
К другой группе рисков можно отнести предметы залога, которые получены криминальным путём. Подобные вещи зачастую добывают как раз для сдачи в ломбарды, так как в них можно мгновенно получить наличные деньги. В таких случаях риск считается двойным – можно лишиться и денег и предмета залога, так как полиция именно будет искать краденые вещи именно в ломбардах. С лицами, которые не вызывают доверия лучше не иметь дела, но на практике подобные риски часто включаются в залоговую стоимость, так как отличить честного заёмщика от преступника не всегда удаётся.
Ещё одним риском считается то обстоятельство, что заложенные технически сложные предметы могут обладать скрытыми недостатками, которые, возможно, проявятся в будущем. Техника к моменту продажи может морально устареть, а, следовательно, продать её по адекватной цене будет очень тяжело. В целях минимизации рисков важно подробно изучить законодательство, которое касается работы ломбардов, быть бдительным и внимательным.
Читайте также обзор лучших вариантов, где взять деньги на бизнес.