Производство чая как бизнес

Производство чая – интересное и прибыльное занятие. Практически каждый человек в РФ начиная с детского возраста каждый день пьет этот напиток. Несмотря на возросший в последние годы интерес к кофе, исследовательские сервисы показывают – 73% опрошенных в России пьют чай несколько раз в день. Эти цифры дают понять, что чай будут покупать много и всегда. 

Производство чая как бизнес

Поэтому при выборе идеи для бизнеса стоит рассмотреть производство чая. Но как и любой производственный процесс, такой проект требует тщательных расчетов перед стартом. В статье рассмотрим особенности чайного бизнеса, технологии выращивания различных видов чая и разберем этапы запуска производства.

Содержание
  1. Особенности бизнеса по производству черного чая
  2. Технология производства чая
  3. Пошаговый план запуска производства черного, зеленого, травяного чая
  4. Анализ рынка чая в РФ 
  5. Регистрация и оформление документов
  6. Поиск помещения
  7. Закупка оборудования для производства чая
  8. Найм персонала
  9. Продвижение и каналы сбыта
  10. Процесс производства чая: вложения и прибыль
  11. Риски

Особенности бизнеса по производству черного чая

Чай – это продукт, который, сначала нужно вырастить. Листья чая являются сырьем для производства этого напитка. В России черный чай растет в основном в Краснодарском крае и еще некоторых южных регионах. Если не выращивать его самостоятельно, сырье нужно закупать за границей. Крупнейшие производители – Индия, Шри-Ланка, Китай и Кения, на долю которых приходится примерно ¾ мирового рынка чая. При этом свыше 90% чая в России производится из привозного сырья, который просто фасуют: большая часть черного чая поступает из Шри-Ланки и Индии, а зеленый чай – в основном из Китая. 

Основные минусы проекта:

  • небольшое количество отечественных поставщиков;
  • сложности с запуском своей чайной плантации (это долго и дорого, даже несмотря на возможность получить меры государственной поддержки);
  • зависимость цен на сырье от курса валют;
  • сложная логистика;
  • высокий уровень конкуренции со стороны известных брендов чая.

Плюсы – стабильный спрос на продукт и возможность расширения ассортимента – производства чаев с различными добавками и травяных чаев.

Можно самому выращивать чай и не зависеть от поставщиков. В этом случае у проекта появятся свои плюсы:

  • снижение себестоимости продукта ввиду отсутствия необходимости закупки сырья на стороне;
  • возможность раскрутить собственный бренд и получать высокий ежемесячный доход.

Читайте также, как открыть кафе-чайную. 

Технология производства чая

Технология производства чая имеет много особенностей. Первый этап – выращивание чайного куста, который также называется Camelia sinensis. Это вечнозеленый куст размножается семенами и черенками, любит тепло, обильную влагу и кислую почву. Чайное дерево может вырасти до 16 метров, но его укорачивают до человеческого роста. Это делают для удобства сбора и появления обилия новых отростков. Первый урожай можно получить только через 4-6 лет после начала выращивания.

Производство чая как бизнес

С чайного дерева собирают преимущественно верхние листья – они более ароматные, причем это делают вручную. 

После сбора основными технологическими этапами будут:

  • переборка и сортировка. Листики тщательно перебирают – поврежденные насекомыми и огрубевшие стебли откладывают на производство более низких сортов чая;
  • завяливание. Листья хорошо распределяют на широких поддонах и оставляют на сушку в тенистом проветриваемом месте или сухом помещении. Время завяливания зависит от сорта чая и погодных условий. Зеленые сорта чая завяливают не более 2 часов. Иногда этот процесс проходит в специальных машинах;
  • скручивание. Почти все виды чая (кроме белого) проходят этот этап. Сейчас ручное скручивание заменили станки-роллеры. Чайные листья тщательно встряхиваются, очень аккуратно раскатываются и сдавливаются. Из поврежденных во время скручивания листов чай будет более низкого качества;
  • ферментация. Это особый этап при производстве чая. Именно от него будут зависеть конечные вкусовые качества напитка. Белые и зеленые сорта ферментируются минимально. Черные чаи ферментируются самостоятельно. Для этого они помещаются в специальные шкафы с высокой влажностью и определенной температурой. В листьях чая в это время происходят особые химические процессы, которые впоследствии и формируют цвет и аромат чая. Нужно уметь определить, когда заканчивается процесс ферментации, чтобы вовремя остановить его;
  • сушка. Для разных сортов этот этап отличается. Зеленый чай прожариваются или держат на солнце. Черный чай и улун сушат в специальных машинах или сушилках из бамбука;
  • купаж. Готовый чайный лист сортируют и купажируют, смешивают с добавками, сортируют по классу. На этом этапе происходит дегустация чая. Если всё в порядке, переходят к фасовке;
  • упаковка. Конечный продукт фасуют в зависимости от упаковки – в пачки, пакеты. Для этого применяют способ такой упаковки, что чай “засыпает” на время, чтобы раскрыть свой вкус у вас в чашке.

Особой популярностью в последние годы стали пользоваться травяные чаи – иван-чай, чай из мяты, ромашки, лаванды. Строго говоря, это даже не совсем чай, а скорее сборы полезных растений, которые можно заваривать. Технологии производства каждого вида немного отличаются друг от друга. 

Пошаговый план запуска производства черного, зеленого, травяного чая

В последнее время стал более популярен зеленый чай и чаи с различными добавками и отдушками. Но первое место по продажам по-прежнему удерживает обычный черный чай, на долю которого приходится около 85% потребления. При этом зеленый чай предпочитают женщины и люди с высшим образованием, но лишь 1/10 потребителей предпочитают зеленый чай черному. 

Производство чая как бизнес

Анализ рынка чая в РФ 

Несмотря на высокую конкуренцию, организовать прибыльной производство чая в России не так сложно. Прежде всего, необходим анализ рынка, отвечающий на такие вопросы:

  • сколько производителей чая в регионе и каков их ассортимент;
  • какой чай пользуется большим спросом;
  • сколько потенциальных покупателей (продуктовых точек) в регионе.

Маркетинговые исследования показывают, что наибольшей популярностью до сих пор пользуется пакетированный чай. Поэтому следует уделить внимание этому сегменту. Отдельно можно выделить негазированный холодный чай на основе экстракта чая. 

Сейчас анализ спроса и конкуренции можно провести с помощью маркетплейсов. Там широко представлены различные производители чая, их ассортимент, количество продаж и ценовая политика. Можно заказать маркетинговое исследование в агентстве. 

Опираясь на такой анализ, развивайте бизнес в сторону наиболее продаваемых видов и сортов чаи, или наоборот – посмотрите, какого вида напитка мало и акцентируйте производство на нем.

Крупнейшие производители чая в РФ – петербургский “Орими Трейд” (бренды Принцесса Нури, Гринфилд, Tess и другие), на долю которого приходится примерно треть продаж этого напитка в РФ, а также “Майский чай” (Лисма, Майский чай) и “Юнилевер Русь” (Липтон, Беседа). Кроме них, есть до 15 крупных компаний второго эшелона и свыше 100 средних и мелких компаний.

Многие производители предлагают необычные форматы упаковки и вкусы. Так, несколько лет назад на рынке появилась коллекция листового чая в пакетиках-пирамидках.

Регистрация и оформление документов

Оформление бизнеса – один из первых этапов. Зарегистрировать ООО будет дороже и займет больше времени, чем ИП. Однако это даст ряд преимуществ в будущем:

  • возможность привлечение инвесторов;
  • возможность участия в различных тендерах на крупные поставки;
  • работать с поставщиками и оптовыми покупателями будет проще;
  • Общество отвечает по обязательствам только в рамках Уставного капитала;
  • ООО можно продать. 

Владельцу бизнеса на начальном этапе нужно определиться с масштабами производства и в зависимости от этого выбрать организационно-правовую форму предприятия. Код ОКВЭД при регистрации документов 10.83 – “Производство чая и кофе”. Налогообложение будет зависеть от масштабов бизнеса. ОСНО выгодно только для крупного бизнеса, в остальных случаях больше подойдет упрощенка. Для перехода на УСН нужно подать уведомление в момент регистрации в ФНС или в течение 30 дней после нее. 

Вам также понадобятся другие разрешительные документы:

  • технические условия (с согласованиями);
  • утвержденная рецептура;
  • разрешительные документы от санэпидемстанции и пожарной службы. 

Все работники должны иметь санитарные книжки.

После регистрации бизнеса нужно открыть счет в банке, зарегистрироваться в фонде соцстрахования и ПФ РФ.

Поиск помещения

Площадь помещения под чайную фабрику не должна быть меньше 100 кв.метров. Производственная линия займет много места. К тому же готовый чай необходимо складировать до момента реализации. Технологию производства требует, чтобы в помещении поддерживалась определенная температура и влажность воздуха.

Производство чая как бизнес

Размещать производство чая желательно в промышленной зоне. Это может быть арендованный бокс, либо выкупленный ангар. Требования к помещениям, где размещено производство продуктов питания должны быть строго соблюдены:

  • водопровод;
  • отопление и горячая вода;
  • пожарная сигнализация;
  • отличная вентиляция;
  • электричество на менее 380 В.

Закупка оборудования для производства чая

Оборудование – это основная составляющая производства чая, и стоит серьезно отнестись к его выбору. Собранные чайные листья обрабатывают на автоматизированных линиях, практически без применения ручного труда. Мощность и степень автоматизации, а также количество агрегатов зависит от масштабов и ассортимента производства. Лучше приобретать новые производственные линии с гарантией качества, но если средства ограничены, поищите б/у агрегаты.

Если покупать их по отдельности, потребуется: 

  • сушка автоматическая;
  • барабан для купажа;
  • роллеры;
  • фасовочное оборудование;
  • компрессор.

Если вы планируете выпускать гранулированный чай, вам потребуется дополнительное оборудование.

Найм персонала

В любом пищевом производстве главную миссию выполняет технолог. Лучше найти уже опытного в чайном деле специалиста. Если линия полностью автоматизирована, достаточно будет нанять:

  • 2 рабочих на агрегаты;
  • уборщика помещения; 
  • кладовщика;
  • управляющего производством;
  • разнорабочего;
  • менеджера по продажам. 

Бухгалтерию небольшого производства можно поручить стороннему специалисту. Сбытом продукции и заключением договоров поставки на первых порах можно заниматься владельцу бизнеса.

Продвижение и каналы сбыта

Итогом каждого производства должен быть 100% сбыт продукции. Не допускайте, чтобы товар залеживался на складах. Чайную фабрику необходимо грамотно раскрутить. Создание сайта, ведение страницы в соцсетях, реклама в СМИ – все это необходимо для продвижения бренда. Наймите грамотных специалистов по рекламе. Участвуйте в выставках и тендерах, а также проводите дегустации – в супермаркетах или на ярмарках. Ваши потенциальные клиенты – розничные и сетевые супермаркеты, а также точки общественного питания. 

Производство чая как бизнес

Менеджеру предприятия нужно регулярно рассылать коммерческие предложения, созваниваться и встречаться с представителями торговых точек и мест общественного питания. Искать оптовых покупателей можно среди организаций, занимающихся поставкой продуктов питания. 

Процесс производства чая: вложения и прибыль

По оценкам участников рынка, даже работая с покупным сырьем, придется вложить в процесс производства чая более 3 млн рублей. Только оборудование стоит не менее 2 млн рублей. Даже если у вас будет свое производственное помещение, на его обустройство, зарплату сотрудникам, оформление документов, сырье для напитка, рекламу может уйти порядка 1- 1,5 млн рублей.

Производственная линия средней мощности, при четко выстроенном бизнес-плане, окупится через 1,5-2 года. При наличии каналов сбыта чистая прибыль владельца бизнеса ежемесячно может составить от 700 тыс. рублей. 

Все приведенные цифры реальны для небольшой компании, работающей на региональном рынке. Чтобы выйти на российский рынок и занять хотя бы 2-3%, потребуются многомиллионные вложения в продвижение и рекламу в течение как минимум 3-4 лет. 

Риски

К рискам чайного бизнеса относят следующее:

  • высокая конкуренция;
  • сложности с поставками сырья;
  • низкое качество сырья;
  • выход из строя оборудования.

Это стандартные риски любого бизнеса, производящего продукты питания. При грамотном подходе риски минимизируются, а бизнес начинает расти и приносить хорошие результаты – ведь чай в России пили, пьют и будут пить во все времена.

Читайте также, как открыть магазин чая и кофе.

ПОХОЖИЕ БИЗНЕС-ИДЕИ:
Производство чая как бизнесПроизводство стальных канатов: технология и оборудование для бизнеса
Производство чая как бизнесПроизводство краски для волос: бизнес план
Производство чая как бизнесПроизводство стекла как бизнес
Производство чая как бизнесБизнес в квартире
Оцените статью
RealyBiz.ru
Добавить комментарий