Древесный уголь в качестве источника энергии известен давно, и технология его производства тоже не является секретной или ультрасовременной. Такой энергетический ресурс могут позволить себе многие производить и начинающие бизнесмены. Благодаря постоянно растущему спросу на древесный уголь предприятие по его переработке и изготовлению может быстро выйти на окупаемость и начать приносить прибыль своим владельцам. Главное в этом бизнесе — грамотно организованная реклама и каналы продвижения. Для успеха проекта необходимо найти рынки сбыта и заключить договора на поставку готовой продукции еще до старта массовых продаж.
Производство угля требует приобретения специализированного оборудования и аренды помещения, которое будет подходить для такого типа производства.
В статье подробнее расскажем о том, какие способы переработки угля подойдут начинающему бизнесмену и какие продукты при этом можно получить для продажи конечному потребителю.
- Особенности бизнеса по переработке угля в России
- Технология и способы переработки угля
- Продукты переработки угля
- Пошаговый план запуска
- Анализ рынка
- Регистрация и оформление документов для переработки угля в газ
- Поиск помещения
- Закупка оборудования
- Найм персонала
- Продвижение и каналы сбыта
- Вложения и прибыль
- Процесс переработки угля: риски
- Выводы
Особенности бизнеса по переработке угля в России
Переработка угля в России, как и любой другой бизнес, имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Основной особенностью данного бизнеса является его быстрая окупаемость, которая напрямую связана с высокой востребованностью конечного продукта, т.е. угля. Это происходит по той причине, что древесный уголь применяется в разных сферах:
- для отопление загородного коттеджа в холодное время года;
- на производстве хрустальной посуды и люстр, стекла, краски и электродов;
- для приготовления пищевых и витаминизированных добавок для сельскохозяйственных животных, а также при изготовлении удобрений для сада и огорода;
- строители часто применяют древесный уголь в качестве изолятора;
- может использоваться при производстве пластика, заменяя собой графит.
К преимуществам такого бизнеса можно отнести:
- отсутствие крупных финансовых вложений;
- дешевое сырье – это отходы деревообрабатывающих предприятий, которые можно закупать оптом по очень низким ценам или получать совершенно бесплатно, занимаясь самовывозом отходов с любого предприятия, занимающегося деревообработкой;
- нет необходимости получать специализированные знания по технологии изготовления угля, так как она достаточна проста и не требует узкопрофильного образования;
- высокий спрос на конечный продукт и его высокая стоимость, что позволяет быстро окупить стартовый капитал и начать получать чистую прибыль.
К недостаткам организации такого бизнеса можно отнести следующие моменты:
- для высококачественного угля необходимо использовать дрова, а это накладно;
- можно использовать в качестве сырья даже торф и опилки, но в таком случае придется приобрести более дорогостоящее оборудование;
- необходим найм персонала, так как в одиночку справиться со всеми моментами производства а также организации бизнеса просто невозможно.
Кроме того, важно произвести правильные расчеты, прежде чем запускать производство.
Технология и способы переработки угля
Технология переработки угля представляет собой относительно простой процесс, изучить который может каждый желающий. Она включает в себя несколько этапов:
- сушка – закупленное сырье необходимо просушить, избавив его от дополнительной влаги, процент которой может быть довольно высок;
- пиролиз – основной этап производства древесного угля. Он происходит в специальной закрытой камере, где температура может достигать порядка 500 градусов по шкале Цельсия;
- прокалка – процесс отведения газов и смол от готового древесного угля;
- остывание – готовая продукция обязательно должна остыть прежде, чем ее можно будет колоть на мелкие кусочки и фасовать по пакетам перед отправкой потребителю.
Готовая производственная линия позволит запустить от 7 до 30 полных производственных циклов древесного угля в месяц. Тут все зависит исключительно от количества сырья и объемов сбыта готовой продукции.
Современное производство знает разные способы переработки угля. Всего их пять:
- пиролиз;
- коксование или низкотемпературный пиролиз;
- плазмохимическая переработка;
- газификация;
- деструктивная гидрогенизация.
Все они, как правило, выполняются в цехах на крупных предприятиях и как бизнес-идея для начинающего предпринимателя точно не подойдут.
Многие задаются еще таким вопросом, можно ли изготовить древесный уголь в домашних условиях. Да, можно, но объемы такого производства будут сравнительно невелики. Это скорее производство для собственных нужд. При этом есть два способа производства угля на дому, они не особо сильно отличаются:
- обжиг в бочке – используется ведро или бочка с прорезями для отвода газов, образующихся при обжиге угля. Такую емкость подвешивают над открытым огнем – костром;
- обжиг в яме – древесину обжигают в яме, которую роют в земле и накрывают листом железа.
И в том, и в другом случае производство занимает порядка 2,5-3 часов. Важно поддерживать температуру, необходимую для обжига древесины. В итоге из 1 куб.м. древесины (цена около 1 000 руб.) можно получить до 300 кг. древесного угля. Продавая такой уголь даже по 50 руб за килограмм, начинающий предприниматель получит порядка 13-14 тыс. руб. чистой прибыли (учитывая расход на покупку сырья и поддержание процесса горения). Такой вариант хорош на первых порах, когда нет возможности вложиться в приобретение производственной линии и аренду помещения.
Продукты переработки угля
Продукты переработки угля зависят от начального сырья, которое используется при производстве готовой продукции. Есть три варианта готовой продукции, которую можно получить:
- белый уголь – самое высокое качество угля. Такую продукцию можно получить исключительно из древесины твердых пород, например, из дуба или граба;
- черный уголь – продукт, получаемый из деревьев мягких пород, например, из осины, ольхи или тополя;
- красный уголь – такой уголь получается исключительно из древесины хвойных пород деревьев, например, из ели или кедра.
Все продукты активно используются на производстве или в быту, и спрос на них всегда высок, особенно, в осенний и зимний период.
Пошаговый план запуска
Чтобы запустить производство по производству и переработке древесного угля, необходимо проанализировать рынок в регионе, определив незанятые ниши, а также прозондировать вероятные рынки сбыта и каналы продвижения. Также необходимо зарегистрировать ИП или ООО (зависит от масштабов производства) в налоговом органе по месту постоянной регистрации будущего собственника (или собственников) производства.
Затем предстоит найти производственную площадь, выкупить ее или арендовать, купить и установить оборудование, провести пуско-наладочные работы, закупить сырье и нанять персонал. Также необходимо параллельно искать рынки сбыта готовой продукции и проводить рекламные акции, чтобы привлечь покупателей. Только при грамотной организации и поэтапном продвижении можно организовать успешный бизнес, который быстро выйдет на самоокупаемость и начнет приносить стабильный заработок.
Анализ рынка
Важно проанализировать рынок и составить грамотный бизнес-план: без него есть риск работать в минус или разориться еще на старте из-за ошибочных расчетов. Определите, кто уже занимается переработкой угля, кто закупает эту продукцию и по каким ценам, есть ли дефицит на рынке.
Анализ конкурентов можно провести самостоятельно или поручить эту работу специализированной фирме, сотрудники которой не только подготовят отчетность по анализу рынка, но и составят бизнес-план для будущего предприятия.
Регистрация и оформление документов для переработки угля в газ
Переработка угля в газ и вообще производство древесного угля потребует официального оформления бизнеса. Можно стать ИП или ООО, тут зависит от масштабов предприятия и желания собственника. ООО может работать с государственными заказами и участвовать в госпрограммах, а ИП — нет.
Предприятиям со штатом менее 130 человек и годовым оборотом не более 200 000 руб. можно перейти на упрощенную систему налогообложения. Выбор объекта для налога (Выручка — 6% или Прибыль – 15%) зависит от того, что выгоднее. Для тех, кто собирается ставить большую наценку, выгоднее выбрать в качестве объекта «прибыль». Тем, кто делает ставку на низкую наценку, выгоднее выбирать «выручку».
Производство древесного угля не подлежит обязательному лицензированию.
Поиск помещения
Этот вид производства считается опасным для экологии, поэтому производственные цеха следует размещать вне городской черты. Однако не стоит забывать при этом об удобной логистике и комфортных подъездах к цеху. Есть и другие требования, которые обязательно соблюсти при выборе помещения для переработки и производства угля:
- земельный участок под цехом и само строение желательно выкупить и оформить в собственность;
- цех должен располагаться на расстоянии не менее 300 метров от последних жилых домов;
- площадь цеха должна составлять минимум 200 кв. м.;
- сами печи стоит разместить на свежем воздухе, около цеха, на улице;
- также должны быть обустроены складские помещения не только для готовой продукции, но и для сырья. Зона погрузки и разгрузки, стоянки, административные помещения, комнаты для рабочего персонала, гараж.
Любой производственный цех должен отвечать еще нескольким обязательным требованиям. В частности:
- наличие водоснабжения, водоотведения;
- подключение к электросетям;
- наличие системы вентилирования и кондиционирования;
- отопление;
- пожарная сигнализация и система дымоуловителей;
- охранная сигнализация и система видеонаблюдения.
Читайте также: переработка металла.
Закупка оборудования
Процесс переработки угля, как и любое другое промышленное производство, потребует установки производственной линии. Как правило, линия состоит из:
- углевыжигательной печи;
- весовых дозаторов;
- электрических генераторов;
- гидравлического дровокола;
- бензопилы;
- упаковщика.
Чтобы сэкономить на приобретении оборудования, некоторые начинающие бизнесмены покупают его с рук, но такой подход имеет риски, так как у него может быть уже выработан ресурс. Такое оборудование редко служит долго. Как правило, вскоре после пуско-наладочных работ и запуска производства оно начинает ломаться и выходить из строя. Это, в свою очередь, приводит к простоям всего цеха и дополнительным затратам на ремонт.
Покупка б\у оборудования часто вместо экономии приносит только дополнительные расходы. Если есть необходимость сэкономить, то гораздо разумнее на первых порах отказаться от покупки упаковщика и дровокола. Их покупку можно произвести и позднее, когда проект начнет приносить стабильный доход.
Найм персонала
Количество персонала будет зависеть от масштабов производства. Если оно невелико, то сам организатор бизнеса может взять на себя обязанности не только управляющего, но и сотрудника кадров, делопроизводителя и инспектора по охране труда. В таком случае из административного персонала потребуются только:
- бухгалтер = 1 чел. Можно отдать бухгалтерские задачи компании на аутсорсинг. Это будет намного удобнее и позволит сэкономить на выплатах налогов;
- менеджер по продажам = 1 чел. Он может совмещать обязанности рекламщика и продвигать готовую продукцию на рынке;
- менеджер по закупке сырья = 1 чел.
Из рабочего персонала потребуются:
- рабочие = 4-8 чел. В их обязанности будет входить контроль производственного процесса, уборка производственных помещений, а также погрузка и разгрузка;
- сотрудники охраны и видеонаблюдения = 4 чел. Эти обязанности также можно переложить на фирму на аутсорсе, что гораздо выгоднее штатных сотрудников;
- кладовщик = 1 чел. Если производство небольшое, то один человек может контролировать склад готовой продукции и склад сырья. Менеджер по закупкам и менеджер по продажам ему в помощь.
Такого небольшого штата хватит для предприятия, запускающего до 30 полных производственных циклов в месяц.
Продвижение и каналы сбыта
Реклама – двигатель продаж. Именно ей должен заниматься менеджер по продажам на предприятии. Желательно запустить рекламную акцию еще до старта продаж и заранее привлечь заинтересованных клиентов.
Рекламу можно запустить:
- в региональных газетах: как правило, там она стоит недорого;
- на местном ТВ канале;
- на радиостанциях, особенно, на тех, которые посвящены дачным темам;
- можно продвигать собственный блог или сайт в интернете, рассказывая об этапах производства и преимуществах продукции. Такую же кампанию можно проводить и в социальных сетях. Подключите контекстную и таргетированную рекламу.
Выбор способа продвижения зависит от того, кто ваши потенциальные клиенты. Если это компании, нужно составить коммерческое предложение и искать прямые выходы на клиентов (звонки, е-мейл рассылка и т.д).
Потенциальные рынки сбыта:
- если форма предприятия ООО, то можно участвовать в тендерах и госзакупках;
- интернет и площадки маркетплейсов;
- строительные магазины;
- хозяйственные магазины для дачников;
- автолавки;
- продажа со склада или собственный небольшой магазин.
Читайте также: производство алюминия.
Вложения и прибыль
Производство и переработка угля не потребует огромных вложений. Чтобы открыть собственное предприятие, достаточно потратить порядка 800 000 руб. В эту сумму входят расходы (приблизительный расчет):
- регистрация бизнеса = 1000 руб.;
- приобретение оборудования = 450 000 руб.;
- первая партия сырья для производства = 100 000 руб.;
- аренда цеха и з/у = 200 000 руб.;
- реклама = 9 000 руб.;
- аванс сотрудникам = 40 000 руб.
При этом ежемесячные расходы могут составить 300 000 руб. Это расходы на:
- фонд оплаты труда = 130 000;
- закупка сырья = 100 000 руб.
- амортизация и мелкие покупки = 70 000 руб.
Прибыль также можно рассчитать лишь приблизительно. При условии производства в месяц 20т древесного угля и продажи его по цене 50 руб за килограмм, можно получить в месяц около 1 000 000 руб. За вычетом налога — 150 000 руб. Минус ежемесячные расходы = 300 000 руб. В итоге остается чистая прибыль = 550 000 руб. при условии работы цеха в полную силу и налаженных каналах сбыта.
При идеальном раскладе окупаемость наступит через 2-3 месяца и цех начнет приносить чистую прибыль. Но в реальности первые 3-4 месяца производство работает в полсилы, так как еще нет устойчивых каналов сбыта и постоянных клиентов.
Процесс переработки угля: риски
В процессе переработки угля всегда есть риск недостатка сырья для производства или поломки оборудования. Также могут сильно вырасти цены на сырье. Все эти риски нивелируются путем закупки сырья по долгосрочным договорам поставки, в которых прописывается неизменная цена. Чтобы избежать убытков в случае простоя цеха из-за поломки оборудования, необходимо тщательно подойти к его выбору и постоянно откладывать деньги на амортизацию.
Выводы
Наладить бизнес по производству и переработке древесного угля может даже начинающий бизнесмен, так как такой бизнес не требует огромных финансовых вложений, у него несложная технология производства. Самое главное при открытии такого производства – грамотная организация, регулярный поиск клиентов и умение продвигать товар в условиях высокой конкуренции.
Читайте также: переработка бумаги.
ÐÐÐ¥ÐÐÐÐ ÐÐÐÐÐС-ÐÐÐÐ: