За движением финансов любого частного предприятия и уплатой ним обязательных платежей следит не только налоговая инспекция. Пенсионный фонд (ПФР) контролирует, верно ли работодатели рассчитывают и платят пенсионные взносы и платежи на обязательную медицинскую страховку. Фонд соц.страхования (ФСС) проверяет правильность расчета и уплаты организацией взносов на социальное страхование. В статье разберем, как проверяют предпринимателей Пенсионный фонд России и Фонд социального страхования РФ.
Виды проверок предприятия
Оба государственных фонда для контроля обязательных выплат используют два вида проверок: камеральную и выездную. Камеральные проверки проходит вся отчетная документация, предоставленная в ФСС и ПФР, но проверяется только одни отчетный период. На камеральную проверку законом дается три месяца со дня отправки отчета. Поэтому итоговое требование об устранении расхождений и ошибок по отчету за I-й квартал, отправленному в апреле, может прийти не позже чем в июле. Как раз не очень хороший результат камерального контроля может стать поводом для выездной проверки, сроки которой прописываются в решении о ее проведении.
Выездная проверка, как правило, проходит по адресу плательщика в государственные фонды. Для этого Фонд должен вынести и оформить соответствующее решение. Если у прибывшего инспектора законного решения нет, предприятие может отказать в проведении проверки. Срок выездной проверки гос фондами – не более чем два месяца, но в случае обнаружения нарушений проверку могут продлить до полугода.
В свою очередь, выездные проверки бывают двух видов: плановые и внеплановые.
Плановые выездные проверки территориальные отделения ПФР могут проводить только совместно с территориальными отделениями ФСС России.
Поэтому от каждого фонда должно быть свое требование о представлении документов, и исполнять их нужно по отдельности, то есть в двух экземплярах. План-график выездных проверок на каждый отчетный период публикуется на портале регионального отделения ФСС России (учитывайте, что он может меняться).
В коллективной проверке, помимо сотрудников фондов, могут участвовать и налоговые инспекторы. Их привлекают, например, для проверки обоснования понижения тарифов страховых взносов, если предприятия: работает в сфере информационных технологий; оказывает услуги инжиниринга. Внеплановые выездные проверки проводят лишь при ликвидации или реорганизации предприятия. ПФР и ФСС России могут проводить их отдельно друг от друга.
Читайте также: условия кредитования под гарантии государства.
Как выбираются предприятия для выездных проверок?
У ПФР и ФСС разработаны определенные критерии, которые позволяют отобрать организации для плановых выездных проверок (Они изложены в документах: ПФ РФ № ТМ-30-24/13848, ФСС РФ № 02-03-08/13-2872 от 21.12.2010). Практика показывает, что пристальное внимание фондов могут привлечь:
- несвоевременное представление отчетности;
- расходы, финансируемые за счет денежных средств ФСС РФ;
- применение пониженных тарифов при расчетах;
- необлагаемые выплаты;
- несоответствия и ошибки в расчетах по итогам камеральных проверок;
- несколько отчетных периодов подряд задолженность по страховым взносам;
- регулярные корректировки отчетов.
Во избежание претензий со стороны государственных фондов нужно вовремя оформлять и сдавать все отчеты, своевременно отвечать на требования. Также нужно быть внимательными и перепроверять начисленные суммы, а также обязательно сохранять документы-обоснования расчетов и выплат.
Как и что проверяют инспекторы Пенсионного фонда?
При камеральной проверке специалисты ПФ имеют возможность проверить следующие документы:
- расчеты страховых взносов;
- выписки из регистров бухгалтерского или налогового учета;
- документы, которые предприятие подало с первоначальными расчетами, когда речь идет о камеральной проверке уточненного расчета;
- другие документы, полученные от предприятия в порядке, прописанном в законе №212-ФЗ 24.07.09г.
Сотрудник фонда вправе запросить дополнительную документацию, если в отчетности выявлены ошибки или противоречия. Также проверяющий ПФ может затребовать от предприятия устранить несоответствия и запросить письменные /устные пояснения. Во втором случае представителя организации могут вызвать в территориальное отделение ПФ. Вместе с пояснениями желательно предоставлять фонду дополнительные документы, подтверждающие достоверность расчетов и данных, например, выписки из регистров бухучета.
О выявленных ошибках инспектор фонда сообщает на проверяемое предприятие и направляет туда требование внести исправления в расчеты. Исполнить требование необходимо в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за тем, когда было получен документ. Если требование пришло по почте, то оно считается полученным на шестой день с даты отправки, указанной на штампе.
Пенсионный фонд РФ вправе требовать от организации письменные пояснения, только если в отчетности есть ошибки и противоречия.
А если в требовании не указаны конкретные несоответствия, такой документ считается незаконным, и его можно не выполнять. Советуем ответить на неправомерное требование, сославшись на ч.3 ст.34 Закона №212-ФЗ, что, поскольку в полученном требовании не говорится о конкретных недочетах, запрос выглядит необоснованным, и предприятие не может его исполнить.
Если при «камералке» ПФ проверяет лишь отчетный период, то в рамках выездной проверки сотрудники фонда вправе проверять деятельность компании в пределах трех календарных лет. Выездная проверка начинается с вручения решения о проведении проверки плательщику взносов (предприятию). В документе прописывает состав проверяющих и период проверки. Если у визитеров нет решения или удостоверений, подтверждающих их официальный статус сотрудников ПФ, предприниматель вправе не пускать проверку. Если с решением все в порядке, в нем нужно расписаться. После этого сотрудник фонда предоставит еще и требование о представлении документов. Проверяющих могут интересовать:
- учредительные документы;
- расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
- приказы об учетной политике;
- первичные документы, подтверждающие выплаты персоналу;
- карточки индивидуального учета начисленных выплат и страховых взносов;
- баланс, бухотчетность (в том числе годовую);
- аудиторские заключения;
- лицензии;
- карточки и анализ бухгалтерских счетов, касающиеся взносов;
- банковские и кассовые документы и прочее.
Полный перечень документации можно найти в пр.1 к Методическим рекомендациям, Распоряжение ПФР 03.02.11 г.№ 34р. Выездная проверка не может длиться более двух месяцев и считается законченной, когда проверяющий составляет справку о ее проведении. В отдельных случаях выездную проверку могут продлить до 4, а иногда и до 6 месяцев.
Основанием для продления выездной проверки может стать:
- форс-мажорные обстоятельства на территории, где проходит проверка;
- информация, полученная в ходе проверки, говорит о наличии на предприятии нарушений законодательства о страховых взносах, что требует дополнительной проверки;
- наличие в составе проверяемого предприятии четырех и более отдельных подразделений;
А также причиной продления может стать то, что предприятие не предоставило необходимые документы для выездной проверки или предоставило их несвоевременно. Перечень контрольных мероприятий, проводимых при выездной проверке, включает доступ на территорию предприятия и истребование документов для проведения проверки.
Права на выемку документации у проверяющих от ПФР нет.
По результатам выездной проверки составляют справку, а далее в течение двух месяцев с даты оформления справки инспекторы ПФР составляют акт выездной проверки. Если предприниматель не согласен с выводами акта, можно в течение 15 рабочих дней представить свои письменные возражения в теротделение ПФ.
Читайте также про отличия налогообложения ИП и юридических лиц.
Проверки от Фонда социального страхования
ФСС РФ проверяет начисление и уплату взносов по видам страхования, компенсационные выплаты родителям детей-инвалидов, больничные пособия, социальные пособия и прочее. Камеральная проверка начинается со дня представления в ФСС расчета, проводится в территориальном отделении и может продолжаться три месяца. Основной отчет, который проверяет фонд — это 4-ФСС. В течение 3 месяцев инспектора проверяют правильность расчета работодателя, сверяют, нет ли несоответствий между отчетными документами, ошибок и т.п.. Если потребуется, ФСС может вызвать представителя проверяемой компании для устных пояснений, направив в адрес организации письменное уведомление. При выявлении ошибок фонд выставляет письменное требование о предоставлении пояснений в пятидневный срок.
Если предприятие-работодатель не уложится в пятидневный срок или проигнорирует требование о корректировках, проверяющие ФСС составляют акт проверки и привлекают нарушителя к ответственности. В случае, если пояснения и расчеты к нему были сделаны вовремя и там не было обнаружено несоответствий, акт не составляется. То же самое происходит в ходе обычной камеральной проверки, при которой сразу не было обнаружено нарушений и ошибок.
Территориальные органы ФСС проводят как плановые (совместно с ПФР), так и внеплановые выездные проверки. О запланированном мероприятии фонд не обязан сообщать, предприятие-работодатель самостоятельно узнает о проверке на портале территориального отделения по месту регистрации. Внеплановый контроль инициируются, если компания в стадии ликвидации или реорганизации, а также когда поступила жалоба сотрудника на отказ в пособии или на его неправильный размер. Кроме того, выездная незапланированная проверка может проводиться по запросу вместе с правоохранительными органами. По процедуре представителю проверяемого предприятия вручают на подпись решение о проверке и требование о представлении документов.
Территориальный орган ФСС может затребовать заверенные копии документов, которые являются основанием для исчисления и уплаты страховых взносов и документы, подтверждают правильность исчисления и своевременность их уплаты. Это могут быть:
- расчетно-платежные ведомости;
- листки нетрудоспособности;
- табели учета рабочего времени;
- гражданско-правовые договоры;
- зарплатные ведомости;
- трудовые книжки;
- акты о производственных травмах и другое.
Чаще всего срок выездной проверки составляет порядка двух месяцев, но по закону в некоторых случаях может быть продлен до 4 и даже до 6 месяцев. Если проверка выявляет несоответствия, фонд выставляет письменное требование о предоставлении пояснений в пятидневный срок. Если предприятие не уложится в срок или не захочет заниматься исправлением расчетов, последует акт проверки и привлечение к ответственности предприятия-работодателя.
В день завершения проверки инспекторами фонда составляется справка о проведении проверки, а в течение двух месяцев с даты оформления справки готовится акт о выездной проверке. В случае несогласия с актом в течение 15 дней со дня его получения компания может представить письменные возражения в территориальный орган ПФР.
В статье мы рассмотрели основные аспекты проверок предпринимателя, которые проводят государственные фонды — Пенсионный и фонд соцстрахования. В обоих случаях эти мероприятия бывают камеральными и выездными. Порядок и сроки их проведения, а также полномочия и порядок действий проверяющих зависят от вида проверки и четко прописаны в нормативно-правовых актах.
ÐÐÐ¥ÐÐÐÐ ÐÐÐÐÐС-ÐÐÐÐ: