Самозанятость обычно выбирают те люди, кому невыгодно открывать ИП. К ним относят начинающих предпринимателей, работающих в одиночку, фрилансеров, репетиторов и всех тех, чья прибыль не превышает определенной границы. Читайте в нашей статье: что такое самозанятость, как оформить и сколько налогов платить, в чем преимущества и недостатки этого особого налогового режима.

- Кто такие самозанятые
- Плюсы и минусы самозанятости
- Кто может стать самозанятым
- Как оформить самозанятость: пошаговая инструкция
- В налоговой инспекции
- Через приложение Мой налог
- Оформление по паспорту
- Как оформить самозанятость через Госуслуги
- Оформление самозанятости через личный кабинет
- Оформление через браузер компьютера
- Где еще возможно оформить самозанятость?
- Как оформить самозанятость и платить налоги
Кто такие самозанятые
Налоговый режим для самозанятых появился в 2018 году и был введен на всей территории РФ с июля 2020 года. К самозанятым относятся лица, которые работают на себя без регистрации ИП и платят НПД (налог на профессиональный доход). Переходить на этот режим могут те, у кого отсутствуют наемные работники, и чья сфера деятельности не относится к числу запрещенных для самозанятых.
Чаще всего это фрилансеры и специалисты, оказывающие населению мелкие бытовые услуги.
Плюсы и минусы самозанятости
Многие люди, мечтающие работать на себя, думают, оформлять ли самозанятость. Рассмотрим, какие преимущества при этом открываются.
Главное достоинство этого режима — легализация своей работы.
Не нужно переживать из-за штрафов со стороны налоговой из-за незаконного предпринимательства, можно официально подтвердить свой доход, взять кредит в банке.
К другим преимуществам относят следующее:
- низкая налоговая ставка: 4% и 6%;
- отсутствие обязательных платежей;
- простая регистрация без посещения налоговой службы;
- не нужно сдавать отчетность, декларации;
- касса не нужна. Учет ведется в приложении Мой налог;
- есть единоразовый вычет в 10 тыс. рублей;
- налог начисляется автоматически;
- возможность совмещения с основной трудовой деятельностью.
У самозанятости много плюсов. Но есть и минусы, о которых стоит упомянуть:
- ограничения по годовой прибыли (до 2,4 млн рублей);
- нельзя нанимать сотрудников;
- есть ограничения по видам деятельности;
- отсутствие социальных гарантий. Никто не выплатит больничный или декретный отпуск;
- самозанятость не входит в трудовой стаж, если не выплачивать на добровольной основе пенсионные взносы;
- совмещать этот налоговый режим с другими системами не получается.
Читайте также: бизнес идеи для самозанятых.
Кто может стать самозанятым
Перейти на данный режим могут все лица, которые:
- ведут профессиональную деятельность или получают доход от личного имущества;
- годовая прибыль не превышает 2400000 рублей;
- отсутствуют наемные работники и нет отношений с работодателем;
- деятельность не подпадает под исключения, перечисленные в 422-ФЗ (сюда входит перепродажа товаров, добыча полезных ископаемых и еще некоторые виды деятельности).
Многие задаются вопросом, а можно ли работающему стать самозанятым? Да, можно. По российскому законодательству ограничений нет. Гражданин может зарегистрироваться как самозанятый и выплачивать НПД с собственных дополнительных доходов — например, работать по найму и сдавать квартиру (или оказывать услуги населению в свободное время) в качестве самозанятого.
Также можно оформить самозанятость в декрете. При этом сохраняются все выплаты по уходу за ребенком.

Вместо страховых взносов НДС гражданин уплачивает НПД. Ограничений по ежемесячной прибыли нет. Но, если превышен годовой доход, то вы больше не сможете оставаться в статусе самозанятого.
Как оформить самозанятость: пошаговая инструкция
Чтобы перейти работать в спец.режим, необходимо пройти процедуру регистрации и получить подтверждение. Новички очень часто задаются вопросом: Как лучше оформить самозанятость? Зарегистрироваться возможно несколькими способами.
В налоговой инспекции
Вы можете лично прийти в налоговую по месту постоянной регистрации с паспортом и подать заявление. Сотрудники проконсультируют вас по всем вопросам. Но гораздо проще и быстрее сделать это олнлайн.
Через приложение Мой налог
Проще всего оформить самозанятость онлайн. Процедура займет не более 5 минут, и при этом отпадает необходимость посещать налоговую службу. Необходимо скачать программу Мой налог в сервисах Google Play или в AppStore и установить ее.
Открываете программу. Ставите галочку на согласие на обработку персональных данных и на принятие пользовательских правил.
После этого на дисплее появится несколько вариантов регистрации:
- по паспорту;
- через Госуслуги;
- через личный кабинет на официальном сайте налоговой полиции;
- через браузер компьютера.
Читайте также, какой бизнес можно запустить в своей квартире.
Оформление по паспорту
- В приложении выберите панель «Регистрация по паспорту РФ».
- Введите свой номер телефона.
- Получите смс-сообщение с кодом, который нужно ввести.
- Отметьте регион.
- Отсканируйте страницу паспорта с фото. Камера телефона должна быть направлена на фотографию в паспорте. Нажмите на «Распознать».
- Если все верно, нажмите «Подтвердить», если заметили ошибку — «Распознать» снова.
- Сделайте дополнительный снимок для исправления ошибки и опять нажмите на «Подтвердить».

После этого налоговая служба получит уведомление о вашей постановке на учет.
Как оформить самозанятость через Госуслуги
Для этого нужно создать собственный аккаунт на портале, ввести паспортные данные, ИНН, контактный номер телефона.
Затем созданный аккаунт нужно подтвердить.

Если вы переходите на Госуслуги из приложения “Мой налог”, достаточно нажать кнопки “Зарегистрироваться” и “Далее”. Затем согласитесь на обработку персональных данных. Появится окошко

Для завершения нажмите «Согласен».
Оформление самозанятости через личный кабинет
Войдите в личный кабинет приложения Госуслуг при помощи пароля или подтвержденной записи портала Госуслуг. Введите мобильный и смс-код, введите регион, подтвердите регистрацию.
Оформление через браузер компьютера
В этом случае возможно зарегистрироваться и без приложения. Сначала надо войти в личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС. Для входа нужно знать логин и пароль. Процедура регистрация аналогична процедуре в личном кабинете.
Как видите, оформить самозанятость онлайн достаточно просто. Вся операция занимает не более 5 минут. При этом вам не нужно лично посещать МФЦ или налоговую службу.
Где еще возможно оформить самозанятость?
Такую услугу предоставляют некоторые банки (Тинькофф, Сбербанк, Альфа-банк, ВТБ). В этом случае регистрация происходит через мобильное приложение. Процедура регистрации через кредитно-финансовое учреждение так же проста.
Нужно найти опцию регистрации самозанятых — например, в Сбербанке это сервис “Свое дело”, и подать заявку.
Многие банки предоставляют бонусы, льготы самозанятым.
Раз дело коснулось банков, то стоит задаться вопросом какая карта нужна для самозанятых? Разрешается получать средства за оказанные услуги на личный счет. Для этого подходит дебетовая карта, привязанная к вашему счету. В Сбербанке при регистрации сервиса “Свое дело” нужно завести отдельную карту (можно электронную) для получения доходов от клиентов.

Каждый раз после перевода денег надо пробивать электронный чек, указывая, кто ваш клиент — физическое лицо или юридическое лицо (ИП, ООО и т.п.). Во втором случае нужно ввести ИНН плательщика. После этого программа сама рассчитает налог.
Учтите, что с некоторых пор банки начали блокировать счета физических лиц в связи с ужесточением борьбы с отмыванием денег. Поэтому если вы регистрируетесь не через банк, желательно уведомить кредитную организацию о своем новом статусе. Сотрудники банка проконсультируют вас, нужно ли открывать новый счет и привязывать к нему дебетовую карту, либо можно пользоваться старым счетом. Кредитные карты для получения денег за оказанные услуги от клиентов самозанятым не подходят.
Как оформить самозанятость и платить налоги
Как стать самозанятым разобрались. Теперь рассмотрим налоговый режим. Ставки налога составляют:
- 4% − средства от частных лиц;
- 6% − от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
За счет налогового вычета можно снизить ставки до 3% и 5% соответственно.
Оплачивать налог можно через приложение Мой налог не позже 25 числа месяца, следующего за отчетным. Никаких дополнительных отчетов заполнять не нужно.
Обязательные страховые взносы отсутствуют, но небольшая часть налогов автоматически перечисляется в фонд ОМС. В Пенсионный фонд выплаты также не идут, если только вы не совершаете их на добровольной основе.
В России идет борьба с теневым бизнесом и не декларированными доходами. Оформить самозанятость гораздо проще и в большинстве случаев выгоднее, чем регистрировать ИП. Это также выгоднее, чем платить 13% подоходного налога с физических лиц. При этом вы сможете не бояться проблем с налоговой, а при необходимости — подтвердить получение дохода, взять кредит в банке.

Нужно ли оформлять самозанятость — решать только вам. Но если вы решились, есть разные варианты регистрации. При необходимости вы можете зарегистрироваться онлайн всего за пару минут. Надеемся, что эта статья помогла вам оформить самозанятость.
ÐÐÐ¥ÐÐÐÐ ÐÐÐÐÐС-ÐÐÐÐ:Читайте также: бизнес-идеи для самозанятых с минимальными вложениями.