В самый неподходящий момент вы вдруг обнаруживаете на любимом пиджаке въевшееся пятно. И на свитере пятно, а на бирке знак «не стирать». Откуда только берутся эти вредные пятна?! Придётся сдавать вещи в химчистку…
Вы знаете, где поблизости есть химчистка или приемный пункт? Раньше химчистки, часто совмещенные с прачечной-самообслуживания, были почти в каждом районе и относились к государственным предприятиям. Сейчас открытие химчистки переместилось в область частного предпринимательства.
Об этом направлении в бизнесе вы узнаете из статьи.
Химчистка как бизнес — особенности, плюсы и минусы
Химчистка — крупная сфера услуг, включающая несколько направлений:
- чистка одежды;
- предметов мебели;
- подушек и ковров.
Что касается чистки мебели и ковров, то эти услуги чаще всего предоставляются на дому, и в последнее время больше относятся к клининговой деятельности. Но некоторые крупные предприятия-химчистки предоставляют и эти сервисы.
Химчистка одежды включает чистку:
- одежды;
- меховых изделий;
- пуховиков;
- штор и домашнего текстиля;
- кожаных и замшевых изделий.
Большой популярностью пользуется экспресс-химчистка изделий.
Бизнес в этой нише имеет свои особенности:
- этот сервис востребован в крупных городах;
- открытие химчистки полного цикла обработки изделий предполагает приобретение большого количества профессионального оборудования, а это большие стартовые вложения;
- технологические сложности, касающиеся требований к помещению;
- требования к квалификации персонала;
- сезонность — большее количество заказов приходится на осень, стабильность наблюдается зимой, летом число заказов резко падает;
- высокая конкуренция.
Все перечисленные особенности можно отнести к минусам бизнеса. Но если предприниматель ставит перед собой четкие цели, проблемы превращаются в задачи, которые при грамотном подходе решаются, вложения окупаются и проект начинает приносить стабильный доход.
Бизнес-идея по открытию химчистки реализуется в нескольких направлениях:
- Открытие приемного пункта.
Заключается договор с уже действующей химчисткой и в подходящем месте открывается приемный пункт. Такой проект требует минимальных вложений, но и ждать большой прибыли от него не стоит. При большом потоке заказов можно получить скидку на обслуживание в химчистке-партнере и тем самым увеличить прибыль. Это в свою очередь позволит снизить стоимость услуг для клиентов, что сделает пункт приема более посещаемым.
- Открытие мини-химчистки.
Создается небольшая химчистка с минимальным набором оборудования. Спектр услуг такого предприятия будет ограничен, но основные потребности клиентов удовлетворит.
- Открытие химчистки полного цикла обработки изделий.
Открывается крупное предприятие с большим набором высококлассного профессионального оборудования высокой мощности. Клиентам предоставляется широкий выбор услуг. Этот проект требует серьезных стартовых вложений.
- Открытие химчистки по франшизе.
Покупка франшизы позволяет получать помощь и необходимую поддержку развития бизнеса.
Вы можете сочетать разные варианты. Например, открыть большое предприятие на окраине города (это снизит стоимость аренды) и приемные пункты в разных районах (это увеличит расходы на логистику). Такой способ ведения бизнеса приемлем в том случае, если вы имеете большой поток заказов.
Учитывайте транспортные расходы — одежду из пунктов приема в рабочий цех и обратно придётся доставлять ежедневно. Исключив логистику и транспортные расходы, т.е. открывая химчистки в разных районах, получаем более низкую стоимость услуг для клиентов. При этом увеличивается размер необходимого стартового капитала — на несколько химчисток потребуется закупить много оборудования. Возможен вариант создания сети мини-химчисток.
Регистрация химчистки
Зарегистрировать бизнес можно как в форме ИП, так и в форме ООО. Если планируется открыть только приемный пункт, достаточно ИП. Если сразу предполагается реализовывать масштабный проект, то целесообразнее форма ООО.
Выбирается код ОКВЭД: 96.01
Дополнительные коды, которые могут понадобиться в случае расширения проекта:
Для работы химчистки нужен пакет документов:
Бизнес-план химчистки
В первом пункте плана (резюме) нужно подробно описать ваш проект.
Целевая аудитория предприятия-химчистки — это население в возрасте от 25-65 лет со средним и выше среднего уровнем дохода, которое может позволить себе приобрести дорогие вещи. Чтобы содержать их в хорошем состоянии, люди несколько раз в год пользуются услугами химчистки. Чистят не только одежду. Мягкие игрушки, домашний текстиль и т.п. Какие факторы имеют значение:
- стоимость основных услуг;
- перечень предоставляемых услуг;
- качество выполненной работы;
- удобство сдачи вещей в химчистку.
Возможный сегмент целевой аудитории — организации, которые:
- оказывают услуги населению (салоны, отели);
- занимаются продажей одежды;
- имеют униформу для сотрудников.
Выявляем конкурентов и анализируем их деятельность. Чтобы клиенты обращались именно к вам, нужно предложить более выгодные условия. Что может стать конкурентным преимуществом:
- предоставление широкого спектра услуг по химчистке изделий — возможность привести в порядок не только одежду;
- выезд к клиенту, чтобы забрать вещи, а после чистки доставить их обратно — особенно привлекательно, если данная услуга предоставляется бесплатно;
- восстановление аксессуаров из кожи и замши;
- мелкий ремонт изделий;
- биочистка меха;
- водоотталкивающая пропитка верхней одежды;
- скидки и программы лояльности для постоянных клиентов;
- периодическое проведение акций, например, «Цена недели», «Скидка 30% на чистку вечерних нарядов» (актуально в конце июня после проведения выпускных вечеров).
Определяемся с форматом предприятия и продумываем перечень расходных материалов. Это взаимосвязанные действия, поскольку формат химчистки выявит спектр услуг, а от этого будет зависеть, что приобретать и в каком количестве.
Производственный план химчистки
Он включает подбор помещения.
При поиске помещения ориентируемся на густонаселенные районы или торговые центры с большой проходимостью.
Требования к помещению:
- цокольный или 1 этаж;
- площадь — как минимум 80 кв. метров;
- без проблем с электроэнергией и водой;
- с качественными системами вентиляции и отопления;
- с высокими потолками 3 м, потому что все коммуникации проходят под потолком;
- если выбирается отдельно стоящее помещение, оно должно располагаться не ближе чем в 80 метрах от жилья.
Следующий пункт — закупка оборудования.
Состав оборудования зависит от вида предприятия. Если открывается только приемный пункт, никакого специального оснащения не требуется. Виды оборудования для химчистки рассмотрим ниже.
- Поиск поставщиков расходных материалов.
Лучше работать с несколькими поставщиками. Это позволит избежать проблем с бесперебойной поставкой расходных материалов.
- Следующий пункт — подбор персонала.
Для приемного пункта достаточно 1-2 приемщиков (в зависимости от режима работы) и водителя желательно со своим автомобилем (иначе транспорт придётся брать в аренду). Для химчистки полного цикла обработки требуются:
- администратор;
- менеджер;
- бухгалтер;
- технологи;
- специалисты по химчистке, стирке, глажке;
- приемщики изделий;
- разнорабочие;
- специалист по обслуживанию и ремонту оборудования;
- уборщица;
- водители.
Точное количество работников зависит от комплектации и мощности оборудования, от режима работы предприятия.
Финансовый план. Окупаемость химчистки
Производим предварительные расчеты. Затраты на открытие химчистки будут зависеть от формата предприятия.
- Приемный пункт.
Расходы на открытие:
Ежемесячные расходы:
Открыть приемный пункт можно, имея капитал в 500 тыс. руб. Если обрабатывать 500 заказов в месяц при среднем чеке 700 руб., то прибыль составит 100 тыс. руб. — пункт приема окупится в течение полугода.
- Мини-химчистка.
Расходы на открытие:
Ежемесячные расходы:
Открыть мини-химчистку можно, имея капитал в 3,5 млн. руб. Обратите внимание, что более ⅔ всех расходов приходится на приобретение оборудования. Если обрабатывать 1000 заказов в месяц при среднем чеке 700 руб., то прибыль составит 250 тыс. руб. Срок окупаемости мини-химчистки от 1 года 2 мес. Читайте, как найти инвестора.
- Химчистка полного цикла.
Расходы на открытие:
Ежемесячные расходы:
На открытие химчистки полного цикла обработки нужно затратить минимум 5,5 млн. руб. Если обрабатывать 2500 заказов в месяц при среднем чеке 700 руб., то прибыль составит 300 тыс. руб. Срок окупаемости проекта от 1,5 лет.
- Маркетинговый план
Чтобы грамотно построить рекламную кампанию, ответим на вопрос: Что в первую очередь привлекает клиента? Ответ прост — близость пункта приема вещей. Клиенту удобно сдать вещи в химчистку рядом с домом или по пути куда-то, но тоже недалеко от дома.
Значит в первую очередь необходимо сообщить о своей фирме жителям близлежащих домов. Если химчистка работает в торговом центре, то посетителям торгового центра. Необходимо своевременно сообщать клиентам о проводимых акциях. Какие каналы рекламы использовать:
- наружная реклама;
- раздача листовок в многолюдных местах;
- листовки в почтовых ящиках близлежащих домов;
- создание сайта и реклама в интернете;
- реклама на местном теле- и/или радиоканале (если позволяет бюджет).
- Анализ возможных рисков
Риски, которые нужно учесть при открытии химчистки:
- технологические риски (оказание некачественных услуг, порча изделий, нарушение технологии производства);
- уровень конкуренции;
- сезонность — резкое падение спроса в летний период;
- падение доходов населения;
- привлечение и удержание клиентов;
- отсутствие высококвалифицированных кадров в данной сфере;
- зависимость от удачного расположения предприятия;
- долгий срок окупаемости.
Оборудование для химчистки одежды
Для функционирования химчистки полного цикла обработки изделий требуется следующее оборудование:
Минимальный набор оборудования, который подойдет для открытия мини-химчистки:
- машина сухой чистки;
- пятновыводной стол;
- гладильный пресс или доска;
- упаковочная машина;
- вспомогательное оборудование (тележки, вешалки, пленки, ярлыки).
Такой комплект обойдется в сумму около 2,5 млн. руб.
Стоимость оборудования для большой химчистки начинается от 4 млн. руб. Окончательная сумма зависит от количества оборудования и его мощности.
Как открыть химчистку по франшизе
Франшиза — хороший вариант начала бизнеса для начинающего.
Что это даст:
- помощь в выборе и оформлении точек производства и продаж;
- возможность бесплатно обучать ваших сотрудников;
- помощь с рекламной кампанией;
- помощь с оборудованием (настройка, покупка, установка);
- контакты надежных поставщиков расходных материалов;
- консультации персонального менеджера по вопросам ведения бизнеса, аналитике и т.д.
Пошаговый план открытия химчистки по франшизе:
- Выбираем франшизу.
- Регистрируем форму ведения бизнеса — ИП или ООО.
- Заключаем договор с франчайзером. Все остальные этапы проходят при его помощи и под его контролем.
- Ищем помещение, соответствующее всем требованиям. Кроме того, возможны дополнительные требования у франчайзера.
- Делаем ремонт и закупаем оборудование, а также расходные материалы.
- Получаем необходимые разрешения.
- Подбираем персонал.
- Проводим рекламную кампанию.
- Открываем химчистку.
Стартовые вложения на открытие химчистки под одним из самых известных в России брендов «Диана» составят порядка 4 млн. руб. При этом паушальный (вступительный) взнос составляет 170-180 тыс. руб., а роялти (ежемесячный платеж) отсутствует.
Открытие химчистки — серьезный бизнес, связанный с трудностями и требующий внушительного стартового капитала. За рубежом на каждые 5-10 тыс. населения приходится одна химчистка. В России этот показатель значительно ниже. Все это делает проект по открытию химчистки интересным и привлекательным для целеустремленных предпринимателей.
ÐÐÐ¥ÐÐÐÐ ÐÐÐÐÐС-ÐÐÐÐ: